Актёрское мастерство в работе врача [система Белого-Станиславского]
В некотором роде врач перед пациентом играет (!) роль врача
Врач играет роль врача - это нормально
Президент играет роль президента
Ваш руководитель играет роль вашего руководителя, а вы играете роль подчинённого
Вся жизнь игра! (Шекспир)
Говорят, что где-то в возрасте около двух лет человек начинает себя самоидентифицировать... отделять от окружающего мира. В 2 года ещё толком не научившись говорить - человечек начинает понимать, что есть отдельно он, а есть отдельно окружающий мир: отдельно папа и мама, отдельно брат и сестра... даже кроватка его - отдельно - только лишь к полутора-двум или более годам мозг малыша созревает настолько, что может себя самоидентифицировать и отделить от своей кроватки, например, но не только от неё, а вообще от окружающего мира
Сейчас вам кажется это непонятным? Но вам же понятно, что мозг человека в этом возрасте не позволяет читать, считать, писать стихи... человек в этом возрасте по зрелости своего мозга только приближается к тому чтобы научиться говорить, прямо перед этим (примерно) он отделяет в сознании окружающий мир от себя
Годам к 7 (после 6 лет) у людей начинает формироваться абстрактное мышление. Поэтому только в этом возрасте детей начинают учить в школе
- У некоторых индивидуумов абстрактное мышление является основным и они становятся мудрыми философами
- У других абстрактное мышление развито хорошо и они зарабатывают главным образом головой
- У большинства Хомо "Сапиенсов" абстрактное мышление развито хуже вышеупомянутых двух типов людей и они работают головой редко, им надо объяснять метафоры, шутки и т.п.
- У некоторого меньшинства абстрактное мышление есть как бы, но оно факультативное, его надо провоцировать... иначе оно выключено...
... вот я сейчас это растолковываю так подробно чтобы спровоцировать ваше абстрактное мышление, вывести его из режима сна так сказать...
... мы говорим только про здоровых людей, про олигофренов в этой статье не говорим, у них абстрактное мышление совсем хромает и почти не включается. А не ругаюсь типа "олигофрены", а использую этот термин в медицинском смысле = слабоумие (дебил, имбецил, идиот)
Итак, надеюсь, что вы включили абстрактное мышление к этому абзацу и когда я говорю "врач играет", то вы понимаете чуть больше, чем
- олигофрен или
- другой вид слабоумных по типу любителей "игры" в футбол
Врач играет! И пациент или верит его игре или не верит
Вот пришли вы в театр и там актёр или играет лениво и скучно, или играет так, что провоцирует вас на слёзы, или даже "переигрывает"
Так же и с врачом на приёме
- врач играет лениво и нехотя
- врач играет как надо
- врач переигрывает...
... безусловно пациент тоже играет и тоже может "переигрывать", например, бедного сиротинушку...
Если вы доктор, читающий эти строки, и хотите хоть немного стать более профессиональным актёром, играющим роль врача, то... / я понимаю, что вы итак врач, но кроме "итак быть" надо ещё уметь профессионально "играть", потому что вы наверняка встречались с ситуациями когда один врач более грамотный по клинической фармакологии, например, а другой более эффективен с помощью каких-то левых "лекарств", сравнимых по эффективности с плацебо
В общем про актёрское мастерство в работе врача и про систему Станиславского
- Или как делать так, чтобы пациент вам чаще верил
- Как Станиславский со своим "Не верю!"
В основе системы Станиславского три основных принципа (система сложна и многогранна, она описана в нескольких книгах, мы в этой заметке намеренно упрощаем и сокращаем)...
... три главных принципа актёрской игры по системе Станиславского,
Названия от самого Станиславского:
- Сверхзадача
- Сценическое действие
- Вера в предлагаемые обстоятельства
Сверхзадача - это когда врач или актёр не произносит текст просто так, а он понимает зачем он это делает. Ради сверхзадачи...
... в работе врача чаще всего это выливается в сверхзадачу для пациента, когда врач или задаёт вопросы, или излагает какие-то тезисы с целью изменить что-то в мышлении или в действиях пациента
Если врач говорит: "Моя задача просто рассказать то, что я знаю!" - вот это "просто рассказать" и есть первый шаг к тому, что вы будете менее эффективным врачом в сравнении с "Настоящим Артистом" и "Врачом от Бога"
Общаясь с пациентом врач должен не просто рассказывать, а обязательно держать в поле зрения основную задачу, точнее, какое-то действие, которое должен сделать пациент в результате разговора
Это и есть первый из трёх основных принципов "системы Станиславского"
Само по себе наличие цели не делает ваше общение с пациентом интересным для пациента даже если вы говорите исключительно про этого самого пациента...
... олигофрены, ёптать, но пациентов надо любить, поэтому они любимые олигофрены
- Это была шутка
- Помните выше я писал, что кое-кому шутки лучше объяснять?
В действии актёра должна быть не только отдалённая настоящая цель или Сверхзадача, но так же должны быть борьба или конфликт... под сценическим действием Станиславский понимал борьбу
С чем бороться? С чем угодно, лишь бы был конфликт
Тогда вы привлекёте внимание пациента
Можно в своей игре перед пациентом бороться с осложнениями от его заболевания, можно бороться с невыполнением назначений врача и приводить примеры, когда от этого кто-то умер... можно бороться с гомеопатией и с плацебо от которого пока никто не умер... (точнее от плацебо кто-то тоже умер наверняка, но доказать не смогли), но короче включите своё абстрактное мышление и придумайте какое-то действие и какую-то борьбу при исполнении своей роли перед лицом пациента
- можно сделать пациенту какую-нибудь процедуру которую он не хочет - вот где будет настоящая борьба!
- можно сделать клизму родственнику пациента - это будет самое неожадинное Сценическое действие, наполненное глубоким конфликтом!
Третий принцип системы Станиславского "по-Белому" - Вера в предлагаемые обстоятельства
То есть врач должен сам верить в то, что он предлагает
Например, предлагает врач гомеопатию какую-нибудь, а сам при упоминании её представляет что-нибудь действенное!
Тогда и пациент поверит вам и достанет из кошелька свой миллион...
... будет плакать как на хорошем спектакле...
... но и будет платить
Ну, вот мы тут немного птренировались, размялись с вашим абстрактным мышлением и с лёгким чувством юмора - и это замечательно
Более подробно эту и другие темы разбираем (правда серьёзно разбираем, без шуток) на четвёртом (из пяти) занятии учебного курса "Мы врачи, а не продавцы!"